Недавно в столице Бурятии прошел первый международный фестиваль моды монголов мира "Шелковый путь". Это событие стало уникальным не только в России: информация о фестивале появилась в ротации всех федеральных каналов и на информационных лентах, его значимость оценило и мировое сообщество. Тани Каракас, представитель ЮНЕСКО, делегированный на фестиваль, сказал, что сейчас наблюдается со стороны мировой общественности сильный интерес к представителям кочевой цивилизации, потомкам Чингисхана.
Для Бурятии проведение такого фестиваля значит очень многое. Во-первых, это имидж республики; во-вторых, способ продемонстрировать России и миру уникальность и красоту традиций бурятского народа, что влечет за собой интерес со стороны как минимум туристов; и, в-третьих, это попытка наконец-то обрести качественные и узнаваемый брэнд республики. То есть то, с чем бы нас могли безошибочно ассоциировать в любом уголке мира. И если нам удастся оставить право на проведение этого фестиваля за собой, то выиграют от этого и имидж, и экономика республики. Думается, отстоять такое право нам вполне удастся.
Бурятия для проведения такого фестиваля подходит самым лучшим образом. И значительную роль в этом играет географическое положение республики. За кулисами фестиваля не раз приходилось слышать мнение о том, что проходи этот фестиваль в Монголии или в Китае, вряд ли бы туда смогло приехать столько участников из УстьОрдынского и Агинского Бурятских автономных округов, из Тывы, Калмыкии и Бурятии. Все-таки очень большая часть монголоязычных народов проживает на территории России и выезд за границу окажется неподъемным для многих портных, дизайнеров, чеканщиков по вполне понятным причинам. А дорога в Бурятию, которая равноудалена практически от всех участников фестиваля, вполне доступна по цене. Более того, проживание участников, питание и прочие организационные расходы, в Бурятии обходятся гораздо дешевле, чем в соседней Монголии или Китае.
Естественно, люди поняли, что Бурятия очень выгодно расположена, и это позволяет ей претендовать на звание центра связей монголоязычных народов. В идеале подобного рода мероприятия следовало бы проводить в Бурятии постоянно.
Отстоять право проведения фестиваля именно за нашей республикой необходимо еще и потому, что ближайшие несколько лет интерес к бурят-монгольским народам будет расти. Интерес в мировой моде к этностилю в целом, а особенно к этностилю стран Востока сейчас особенно высок. Г-жа Сувд, директор Института монгольской одежды пояснила, что когда мировая мода заходит в тупик, что сейчас и происходит, она черпает свои идеи из прошлого, и чем глубже это прошлое, тем свежее кажется идея.
— В коллекциях мировых дизайнеров все чаще присутствуют этнические мотивы народов Азии, — говорит г-жа Сувд, — большой интерес дизайнеры проявляют к элементам традиционной одежды монголов, уже сейчас на подиумах мира можно встретить элементы кроя, цвета, орнамента традиционного монгольского костюма.
— Я думаю, интерес ведущих модельеров мира к этномоде связан, прежде всего, с геополитическими процессами на планете, — сказал Владимир Прокопьев, министр культуры РБ. — Сейчас идет процесс глобализации, и вполне естественно желание человека найти свою нишу в мире, где все унифицировано и усреднено. Человек ведь не хочет терять свое собственное "я", в том числе и в одежде.
Сказать о фестивале, что он удался, значит, не сказать ничего. На фестивале было представлено более 200 традиционных костюмов разных народностей бурят и монголов, более 150 современных костюмов, а также ювелирные изделия лучших мастеров монгольского мира. Впервые под одной крышей было собрано такое количество костюмов монгольского мира. На фестивале вполне отчетливо можно было видеть как отличаются друг от друга костюмы различных родов бурят-монгольских народов, проживающих в Прибайкалье, Забайкалье, Внутренней Монголии. По словам ведущих модельеров, присутствовавших на фестивале, традиционную одежду монголоязычных народов считают одной из самых красивых в мире. Эта одежда имеет очень насыщенную цветовую гамму, она богато украшена вышивкой, тесьмой, драгоценными камнями, мехами. Традиционный костюм бурят немыслим без ювелирных украшений.
— Монголы самые яркие представители кочевых цивилизаций, именно поэтому костюм монголоязычных народов так красив, насыщен различными элементами декора, вышивки, плетения, орнамента, чеканки. В монгольском традиционном костюме есть мотивы одежд многих национальностей мира от египетских узоров до шотландских юбок, но они синтезированы самым уникальным образом, — говорит дизайнер из Монголии Баярзул Энхтайван. — Есть даже такое примечание: "Монголы самые великие путешественники". И я думаю, что, "путешествуя", они очень много видели и впитывали в себя, а это не могло не отразиться на одежде.
Монгольские модельеры поразили улан-удэнских зрителей историческим экскурсом: они представили костюмы времен Чингисхана. Впервые в Бурятии показали свои модели и тувинские дизайнеры. Вячеслав Донгак представил как коллекцию национального костюма тувинцев, так и современные вариации. Усть-Ордынский бурятский автономный округ продемонстрировал публике одежду ольхонских бурят, украшенную монетами. По монетам наши предки судили о сословии носителя костюма, о его благосостоянии. Особенно хочется отметить модельеров Бурятии. Дандар Бадлуев, известный в республике как руководитель государственного театра танца "Байкал", выступил на фестивале в качестве дизайнера. Долгое время изучая историю бурятского костюма, выезжая в районы, где сохранили старинные костюмы, он с ювелирной точностью фиксировал самые мельчайшие детали одежды. В результате родилась целая коллекция. Модельеры, работающие с традиционным костюмом, говорят, что он впитал в себя всю мудрость народа. Каждая деталь костюма неслучайна и несет в себе сакральный смысл. Например, основная часть декора верхней части дэгэла имеет символическое значение. Зеленый цвет означает цветущую землю, черная бархатная полоса — почву, питающую все живое, красная полоса — знак всеочищающего огня. С практической точки зрения костюм должен был соответствовать самым разным бытовым ситуациям — едет ли человек на коне по степи, сидит ли у себя в юрте, танцует ли на народном празднике.
Большое внимание на фестивале было уделено и детской одежде. Представители Внутренней Монголии привезли целую коллекцию одежды для детей: это маленькие гутульчики, обувь на войлочной подошве, которая не промокает и не дает развиться плоскостопию, шапки, отделанные мехом рыси, и маленькие дэгэлы на подкладке из овчины.
Дефиле из истории в будущее — так организаторы охарактеризовали свой фестиваль. После показов традиционной одежды на сцене появились модели современной одежды, главным лейтмотивом которых стали элементы костюмов бурят-монгольских народов. Современные платья азиатских красавиц так же богато отделаны мехом, как и в традиционном костюме, в современном нашлось место войлоку, монгольскому шелку, парче. Участники номинации "современная одежда использовали в своих работах все лучшее, что дошло до нас из глубины веков, и создали новые образцы.
|