"Одежда делает человека", как говорится. Встречая людей, действительно, на их одежду мы обращаем внимание в первую очередь. Если человек одет со вкусом, это конечно производит хорошее впечатление на окружающих. И известно, что первые впечатления являются самыми сильными. Таким образом, все хотят одеваться красиво, итак было всегда. Даже восточные женщины, которые имели обыкновение изолироваться от общественного появления, попытались украсить свои яшмаки - хотя цель яшмака состояла в том, чтобы скрыть внешность женщины. Общее развитие восточного платья неизбежно затронуло узбекское национальное платье, хотя некоторые из его отличительных и уникальных особенностей были сохранены. Конечно, современный кафтан выглядит весьма отличающимся от того, каким он был, скажем, сто лет назад. Традиционная рубашка куилак была каждодневной мужской одеждой. Сначала ее длина была ниже коленей, позже она была урезана, и ее длина достигла только середины бедра. У этой рубашки было два типа воротника: один был пришит к краю вертикального покроя рубашки; другой был прикреплен на уровне плеча при горизонтальном покрое. Мужчины из областей Ташкента и Ферганы носили свободную подобную кимоно рубашку яхтак. Она была сделана из хлопковой ткани и носилась и молодёжью, и пожилыми людьми. Иногда воротник был ограничен декоративной лентой джияк. Один из самых простых предметов одежды мужской одежды был брюками иштон. У них не было карманов, разрезов и кнопок; они сужались к основанию и достигали лодыжек.
У мужского кафтана – чапан один и тот же стиль для мальчиков и мужчин любого возраста, который является свидетельством его архаизма. В зависимости от сезона чапан был или из однослойной ткани или был стеганным ватой изнутри. У сторон кафтана были вертикальные вырезы для облегчения ходьбы. Низы воротника, рукавов и откидных створок были ограничены тонкой тесьмой.
Золотая вышивка стояла наверху всех городских ремесел; это было тем, чем были украшены платяные шкафы эмира Бухары и элиты. Самыми общими были вышитые золотом кафтаны, которыми правитель одаривал свою элиту. Сам он был также рад получить такой кафтан как подарок. Золотая вышивка была сделана на шелке и бархате. Цветочные украшения были преобладающими декоративными образцами. Геометрические детали редко использовались. В прошлом искусство золотой вышивки Бухары было только мужским занятием; это ремесло осуществлялось, главным образом, при дворе эмира. Помимо кафтанов они также делали вышитые золотом тюбетейки и ботинки. Сегодня вышитый золотом кафтан зарчапан и тюрбаны, которые сделаны из золотой или серебряной парчи, являются обязательными частями мужского свадебного наряда. Пояс белбог больше всего был распространен часть мужского национального платья. Это - квадратный хлопковый или шелковой кусок ткани, свернутой в треугольник. Мужчины носили белбог вокруг талии. Они предпочитали белбоги в ярких цветах, в то время как остальная часть платья была обычно темной. На праздниках они носили бархат или вышивали белбоги, украшая их серебряными застежками и пластинами. Мужское платье не было полно без тюбетейки кулох или дуппи. Традиция носить тюбетейку была введена Исламом: так как ислам запретил верующему выходить с открытой головой.
Хлопковые или бархатные тюбетейки, типичные для Ташкентской области, были темно-зелеными, темно-синими или черными; они имели выравнивание и стегались вручную. Платье куилак и штаны лозим являются, вероятно, самой старой традиционной одеждой узбекских женщин. У платья был покрой туники, и оно имело длину по лодыжку, и иногда расширялось к основанию. В Бухаре и Самаркандских оазисах платье имело вертикальный воротник, вышитый золотом. Рукава были прямыми и длинными, чтобы покрыть руки. Позже, в конце 19-ого столетия, появились платья со съемным хомутом, со стоячими воротниками и широкими рукавами. Теперь эти платья, сделанные из известного атласа - хана или яркого шелка, являются все еще главной частью женского национального костюма. Штаны были неотъемлемой частью женского платья; их носили от младенчества до смерти. Верхняя часть штанов была широка; от коленей к основанию они сужались до такой степени, чтоб нога могла пройти. В прошлом штаны имели длину до пяток. Более низкие концы штанов были ограничены лентой джияк с кисточками. Воротник женской национальной одежды был довольно открыт и широк. Рукава были короче и более свободными, чем у мужского кафтана. Женщины Бухары и Самаркандских оазисов носили, светлую, длинную и свободную одежду румча, немного приталенную. Женский чапан был другой традиционной частью внешней одежды. У него был тот же покрой, что у мужского кафтана. Узбекские женщины покрывали свои головы косынками. Очень часто они носили два шарфа: один из них был помещен на голову, другой был скатан и обернут вокруг лба.
Юбилей столицы Узбекистана
|